Самовоспитания осужденных психологический аспект


Самовоспитания осужденных психологический аспект
Процесс самоуправляемого преодоления осужденным личностных деформаций, формирования и развития у себя качеств, способностей, опыта в соответствии с собственными идеалами и общественными требованиями к лицам, совершившим уголовные преступления. Общественные требования к гражданину в своей совокупности образуют социальную норму, несоответствие которой выступает внешней движущей силой позитивного развития личности, побуждающей ее внутреннюю активность. Сам факт осуждения и наказания человека за уголовно наказуемое деяние свидетельствует о противоречии базовых характеристик осужденных и социальной нормы. Преодоление негативного в личности и ее поведении, в значительной степени детерминировавших совершение уголовного преступления, наряду с развитием позитивного личностного потенциала составляет предмет самовоспитания. Предпосылка самовоспитания - способность человека к изменению. СО – составная часть и важнейший элемент воспитательного процесса в УИС. Оно является условием результативности исправления и успешности ресоциализации осужденных.

Специфика СО обусловлена их социально-психологическими, педагогическими и криминалистическими характеристиками: высоким уровнем личностных деформаций, педагогической запущенностью, наличием психических отклонений, социальной и бытовой неустроеннностью. Процесс СО состоит из трех основных частей, являющихся и его этапами: самопознание, самооценка, самоуправление. Задачей самопознания является формирование Я-концепции осужденного. Самооценка Я-реального, идеального, динамического фиксирует несоответствия и даже противоречия между ними, влечет осознание несовершенства, собственной ответственности и вины за преступление. Неудовлетворенность собой актуализирует самоисправление, регулирует процесс самовоспитания. Деятельностный этап – самоуправление включает в себя постановку цели и задач, составление программы и плана, выбор инструментария, методов и средств работы над собой, учета, контроля. Отсутствие у осужденных опыта самовоспитания, слабость мотивации, низкий уровень его организации в ИУ – причины их не постоянной, а ситуативной работы над собой. Положительная практика исправительных учреждений свидетельствует о высокой результативности аутогенного самовоспитания осужденных, необходимости привлечения к этой работе психологов, преподавателей, воспитателей.

(С.А. Лузгин)

Литература: Опарев Г.И. Самовоспитание и его роль в перевоспитании осужденных, содержащихся в ИТУ. - М., 1981; Пищелко А.В., Детков М.Г. Психолого-педагогические основы самовоспитания осужденных. - Домодедово, 1986; Лузгин С.А. Понятие, содержание и основные направления самовоспитания осужденных // Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. - Рязань, 1993. С. 135-144; Новоселова А.С. Психолого-педагогические основы самовоспитания различных категорий осужденных средствами аутогенной тренировки // Основы психокоррекционной работы в ИТУ. - Рязань, 1995;


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.